В 2023 году автомобильный рынок между Китаем и Россией претерпел значительные изменения, обусловленные международными санкциями, оказывающими влияние на российскую автомобильную промышленность.
Это вызвало значительное уменьшение объёма производства автомобилей в России, которое упало на 67% относительно уровня 2022 года, и привело к оттоку иностранных автомобильных производителей с российского рынка.
В ответ на эти изменения, Китай значительно увеличил свой экспорт в Россию. Особенно заметным был рост экспорта легковых автомобилей – на 543%, достигая суммы в $4,6 млрд. Это увеличение было подкреплено также ростом экспорта грузовиков (в 3,6 раза до $1,68 млрд), тракторов (в 23 раза до $1,63 млрд) и строительной техники.
В этом новом экономическом контексте, Китай занял лидирующие позиции на российском рынке, став крупнейшим экспортером новых легковых автомобилей. В 2022 году экспорт новых автомобилей из Китая вырос на 40%, превысив 117 тысяч единиц. Этому способствовало сокращение импорта автомобилей из Европы, Южной Кореи и Японии.
За первые 10 месяцев 2023 года, в Россию было ввезено 889 400 легковых автомобилей, что в 2,8 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Среди этих автомобилей, более 60% составляли новые машины, и Китай обеспечил около 80% этих поставок. Среди китайских брендов наибольшей популярностью пользовались Chery, Changan, Omoda, Geely и Exeed, причем Chery и его суббренды составляли почти 40% всего импорта.
В контексте глобальных изменений в автомобильной индустрии, китайские автопроизводители значительно расширили свое присутствие на российском рынке. Они активно увеличивают модельный ряд, предлагая новые седаны, пикапы и кроссоверы. Это является частью стратегии расширения и укрепления позиций на внешних рынках, в частности в России.
Развитие китайской автомобильной индустрии в России не ограничивается только расширением модельного ряда и увеличением экспорта. Важной стратегией для укрепления позиций китайских автопроизводителей на российском рынке является локализация производства. Это подход позволяет брендам более глубоко интегрироваться в российскую экономику, а также лучше адаптировать продукцию к местным потребностям и стандартам.
Уже существуют примеры успешных совместных проектов, демонстрирующих этот тренд. Одним из таких является завод Great Wall под Тулой, который стал значимым шагом в наращивании производственных мощностей китайских брендов в России. Кроме того, китайские автопроизводители налаживают сотрудничество с рядом российских компаний, таких как “Автотор”, “Соллерс Авто”, “Москвич” и “Моторинвест”. Эти партнёрства способствуют обмену технологиями и опытом, а также укрепляют взаимные коммерческие связи.
Такая стратегия локализации производства не только укрепляет позиции китайских брендов на российском рынке, но и обеспечивает дополнительные рабочие места и способствует экономическому развитию регионов, где размещаются производственные мощности. Это демонстрирует стремление китайских производителей к долгосрочному присутствию и интеграции в российскую экономику.
В заключение, данные о растущем импорте автомобилей из Китая в Россию в 2023 году являются отражением более глубоких глобальных экономических и политических изменений. С учетом международных санкций и оттока западных брендов, Китай быстро заполнил возникший вакуум, став ведущим поставщиком автомобилей в Россию. Этот рост не только подчеркивает изменения в международной торговле, но и указывает на стратегический сдвиг в экономических отношениях между Китаем и Россией, что может иметь долгосрочные последствия для обеих стран и мирового автомобильного рынка.